Несмотря на то, что производство МТЗ 50 уже давно завершилось, и сегодня пользуется большим спросом среди владельцев ферм и небольших земельных участков. Это говорит о том, что в трактор был заложен высокий потенциал, он ремонтопригоден, имеет длительный эксплуатационный срок. Надежная техника относится к классу универсальных машин тяговой группы на 1,4 т. Модификацию можно оснащать разнообразным навесным устройством различного назначения. Это существенно расширяет ряд применения машины. Она успешно используется для транспортировки и буксировки грузов, выполнения полевых работ, мтроительстве дорожных магистралей.
Особенности модификации
Пропашной трактор Беларусь (МТЗ) 50 в основе имеет полурамную конструкцию из двух швеллеров и монолитных брусьев. Передняя часть оснащена дизельным двигателем, узлами, передающими силу на колесные составляющие и кабиной механизатора.
Конструкция машины продумана таким образом, что позволяет агрегатировать с разнообразным навесным оборудованием и использовать в разных сферах. Примечательно, что у модели можно менять ширину колеи обеих пар колес, из которых передние являются направляющими, задние – ведущими.
В управлении мототехника простая, если не сказать примитивная, но это огромный бонус. Все узлы управления находятся в передней части, интуитивно понятны. Кабина усилена металлическим каркасом, сделана двойная обшивка по внешней стороне.
МТЗ 50 считается самой удачной моделью Минского ТЗ, в связи с чем на его базе разрабатывались и разрабатываются новые трактора. Так, например, МТЗ 80 «Беларус» – новая версия устаревшей 50-ки.
Двигатель МТЗ-50
В тракторе МТЗ 50 имеется 4-цилиндровый дизельный двигатель Д50. В зависимости от версии он оснащается электростартером или бензиновым запуском Д50-Л.
Характерные особенности:
Параметры | Значения |
Максимальный показатель мощности | 61 л.с. |
Количество оборотов коленвала в минуту | 1700 |
Номинальный показатель крутящего момента | 37 |
Объем силового агрегата | 4,7 л |
Потребление горючего | До 197 г/(л. с.*ч) |
Уровень впрыска | 1310 кгс/см 2 |
Масса без учета смесей | Д50 – 411 кг; Д50Л – 472 кг |
Рабочее давление масленой жидкости | 2-350 кгс/см 2 |
Мотор оснащен 2-ступенчатым очистителем воздуха с принудительной охладительной системой жидкостного типа. Комбинированное смазочное устройство подает масленую смесь под действием насосного прибора, а остальная часть методом разбрызгивания. Чистка консистенции происходит с применением механического центробежного фильтра в 2 этапа.
В системе питания трактора МТЗ 50 присутствует топливный бак, фильтровой прибор грубой чистки, насосный аппарат подкачивающий горючее, ТНВД, фильтровой элемент для тонкой чистки, устройство впрыска и вихревая камера.
Коробка передач
Сила от мотора на ведущую колесную установку подается последующими этапами:
- крутящий момент поступает к муфте сцепления;
- далее передается посредством соединительной муфты КПП;
- после этого обороты доходят до заднего моста.
Схема переключения передач
Все виды муфт имеются в едином корпусе, собственно который и состыковывается с двигателем. Задняя часть моста с коробкой переключения передач оснащены индивидуальными корпусами на нижней области. КПП в данном случае механического типа, которая имеет девять передач с учетом прямой ступени для передвижения по направлению вперед и 1 – назад.
Ходовая часть и управление
Кинематическая ходовая часть МТЗ 50 Беларусь состоит из следующих узлов:
- основная передача двумя коническими шестернями регулярного зацепления;
- закрытый дифференциал конического вида вмонтированный в картер задней части моста;
- конечная ступень передачи на концах осей.
Задние колеса в данном случае являются ведущими, они зафиксированы на ступицах. В действие колесные механизмы приводятся посредством использования роликовых подшипников. Подача силы на переднюю часть моста происходит за счет карданного вала. Но в полноприводной версии имеется раздаточный блок.
Управление спецтехникой производится посредством воздействия водителя на рулевую установку, рычаги и педали. В данном процессе принимает участие 2 основных механизма:
- сухая тормозная система;
- рулевое устройство с редуктором, гидравликой, тягой и рычагами.
Гидравлический усилитель раздельно-аграрного вида способствует понижению степени прилагаемых усилий, что обеспечивает комфорт во время езды.
Габариты и грузоподъемность
Конструкция техники относится к классу среднегабаритных тракторов, это дает возможность эксплуатировать спецтехнику в больших ангарах. К главным геометрическим параметрам относятся следующие показатели:
Параметры | Значения |
Номинальная длина | 3,82 м |
Ширина | 1,97 м |
Высота | 2,5 м |
Колесная база | 2,37 м |
Диапазон изменения колеи, м | 1,2-1,8 |
Клиренс | 46,5 см |
Разворот | 250 см |
Масса конструктивная | 2,8 т |
Вес без учета смесей и каркаса | 3,04 т |
Грузоподъемность | до 1 т |
Рабочее место механизатора
Управление МТЗ 50 производится из кабины. В ней имеется одноместное подрессорное кресло и широкое лобовое стекло для хорошего обзора дороги. Что касается управляемых механизмов, то перед сидением водителя установлены следующие элементы:
- педали – 2 тормоза, сцепление, газ, блокирование дифференциала;
- маховик для настройки уровня давления подпора;
- рулевая установка со звуковым сигнальным приборов, ручкой для включения поворотников;
- тяга привода тормозной установки горного типа;
- устройство запуска заднего ВОМ;
- рычаги – для переключения режима скоростных передач, тормозной системы прицепа, настройки вала отбора мощности.
На консоли техники имеется приборные элементы в виде амперметра, устройства степени давления масленых смесей, контролера температуры. Передняя часть остекления оснащена дворниками, в кабине есть вентиляционная система и светильник. В свое время такой салон считался достаточно комфортным для длительной работы в поле.
Навесные устройства
Спектр применения достаточно обширный, но это все благодаря различным подвесным устройствам разного назначения. На технику можно монтировать следующие приборы:
- плуг;
- газонокосилу;
- сеялку;
- культиватор;
- борона;
- устройства для обработки почвы удобрениями;
- прицеп;
- грабли;
- прессовочные приборы.
Дополнительные приспособления для обработки полей
Все элементы фиксируются посредством индивидуальной системы из тяг. Оборудование с механическим приводом присоединялось к ВОМ, когда прицепные элементы фиксируются посредством универсального крепления в виде крюка.
ВИДЕО: Переделка из 50 в 80
Модельный ряд тракторов МТЗ 50 «Беларус»
Семейство тракторов МТЗ 50 включает три модификации, основанные на его схеме построения. Все версии совершенствовались для получения идеального «помощника» в сельском хозяйстве. Каждая модель обладает индивидуальными техническими характеристиками:
МТЗ 52
В данной модификации имеется двигатель Д50 и полноприводная система. За счет этого в конструкции присутствует мост и раздаточный блок. Передача усилий осуществляется посредством карданного привода и опоры промежуточного типа. Запуск передней мостовой части может производиться в автоматизированном режиме или же по принудительному сигналу.
МТЗ 52-Л
Полноприводная модель, в которой есть стартер электрического типа. Он является одним из основных узлов в пусковой системе силового агрегата.
МТЗ 50-Л
От прототипа модификация отличается только дизельным двигателем Д50-Л и электрическим стартером.
Преимущества и недостатки
Это оценочная категория, которая легко прослеживается в отзывах механизаторов и владельцев техники. Главный минус – требования к топливу, можно использовать только дизель и только двойной очистки.
Плюсы техники:
- длительный эксплуатационный срок, высокая степень надежности;
- хорошая производительность, которой достаточно для выполнения работ на небольших плантациях;
- всесезонность – возможность применения трактора как в холодное, так и жаркое время года;
- универсальность агрегатирования – спецтехнику можно дополнять различными устройствами навесного или прицепного типа.
Минусы:
- маленькая мощность силового агрегата для работы на сложном грунте;
- повышенная чувствительность мотора к качеству горючего.
ВИДЕО: Обзор и тест-драйв